Приветствую, коллега! Итак, пришло время – и вот уже создается ваша онлайн-школа с нуля. Создание онлайн-школы – не единовременный процесс. Это цепочка событий, которые идут одно за другим, каждое из которых является продолжением предыдущего события.
А далее встает вопрос: кто будет работать в вашей онлайн-школе? Кого и когда нанимать в удаленную команду?
Кто из специалистов команды нужен в вашей онлайн-школе в первую очередь? Когда эта «первая очередь» наступает? Еще до открытия школы? Сразу после ее запуска? Или потом, по ходу жизни и работы, нужно постепенно набирать штат сотрудников?
Рассмотрим вопрос, кто и на каком этапе развития онлайн-школы необходим, чтобы обеспечить ее нормальное функционирование.
При этом понимаем, что в основном у вас будут работать удаленные исполнители. Которых вы, возможно, лично никогда не увидите. Или увидите нескоро. Хотя это не догма, можете и в офис нанимать команду.
Кто вам нужен на старте онлайн-школы, пока там нет ни одного курса или тренинга?
Онлайн-школа с нуля на старте не требует большого штата.
В большинстве онлайн-школ на этапе старта есть только только учредитель этой школы и спикер, или эксперт, тренер. Как правило, эти две должности совмещает один человек.
Это для случая, если эксперт-тренер сам создает свою онлайн-школу с нуля.
Если речь идет о продюсировании, то онлайн-школу создает продюсер (организатор) совместно с экспертом-тренером.
На этом этапе стоит главная задача – создание курса или тренинга. Это делает, чаще всего, эксперт-тренер один либо совместно с продюсером.
Наемных сотрудников для постоянной работы на этом этапе может не быть вовсе. Сложные и/или трудоемкие разовые задачи по обработке контента решаются с помощью бирж фриланса.
Наемным сотрудникам надо платить зарплату. На старте онлайн-школы это может быть затруднительно. Онлайн-школа еще денег не приносит.
Учредитель оплатил нужные сервисы, обеспечил школу с технической стороны – купил камеру, микрофон, решил проблемы с освещением и фоном при видеосъемке, и так далее… Деньги потрачены и еще не отработаны.
Поэтому, если у вас создается онлайн-школа с нуля, на первых порах после ее открытия стоит задача генерации денежного потока. Из этого потока, по идее, и надо впоследствии оплачивать наемный персонал.
Решается эта задача путем создания первого курса или тренинга с минимальными затратами на команду и начала его продаж.
Важный принцип – расширять команду нужно постепенно, при наличии адекватной нагрузки
Хотя уже на этом этапе весьма желательно иметь возможность получать консультации маркетолога, специалиста по продающей упаковке.
Если сделать курс или тренинг без учета требований маркетинга, велика вероятность его провала в дальнейшем. Тогда выполненная работа пропадет зря, придется переделывать.
Когда и зачем нанимать личного помощника при создании онлайн-школы с нуля?
После создания курса или тренинга начинается его продажа.
На этом этапе уже нужно сотрудничество со сторонним специалистом – специалистом по рекламе. Это может быть специалист по контекстной рекламе (Яндекс.Директ, Google AdWords), таргетолог – специалист по рекламе в соцсетях, SMM-менеджер – специалист по продвижению сообществ в соцсетях.
Кто именно это будет, кто-то один или несколько человек, зависит от маркетинговых задач. Как правило, специалисты по рекламе нанимаются не в штат на постоянную работу, а на определенные рекламные проекты.
Появляются клиенты – ученики школы.
Как правило, у клиентов возникает много проблем. Кто-то не может оплатить счет. Кто-то не может войти в кабинет для обучения. У кого-то видео не проигрывается. И так далее. Всем нужна помощь.
Если на первых порах, пока учеников мало, оказывать такую поддержку может сам хозяин онлайн-школы, то по мере развития проекта для решения этих проблем времени у него уже не хватает.
Пока число входящих писем от учеников школы не превышает 5-6 в день, справиться с решением перечисленных в них проблем можно, не прибегая к помощи наемного персонала.
Если число обращений увеличивается, справиться с их потоком одному человеку сложно. Решение рутинных проблем отвлекает от решения более важных задач по организации обучения.
Вот тогда у спикера-учредителя должен появиться «многорукий многоног» – личный помощник. Это человек с нужными личностными характеристиками и деловыми компетенциями, который делает все, что не успевает или технически не умеет делать спикер.
В обязанности личного помощника может входить:
- Выполнять обязанности саппорта, то есть функции техподдержки клиентов.
- Обзванивать клиентов, которые сделали заказ, но не оплатили его. То есть, выполнять обязанности менеджера по продажам.
- По техзаданию вести поиск и обработку информации ( составлять интеллект-карты, делать презентации и т.д.).
- Работать с контентом: резать и обрабатывать видео и аудио, делать транскрибации, писать посты и т.д.
- Выкладывать уроки на онлайн-платформу или в закрытые группы, если в качестве обучающей платформы используются соцсети.
- Отвечать на сообщения клиентов в почте и в специальных чатах тренингов.
- Вести рассылку.
- Модерировать вебинары и т.д.
Объем задач для личного помощника увеличивается постепенно. Поэтому поначалу его можно брать на неполный день, на 2-3 часа в день, за этот же период выплачивая зарплату.
Где искать личного помощника?
Где взять такого специалиста? Один из вариантов – обратиться в школу по подготовке личных помощников инфобизнесменов. Таких школ немало. Одна из самых известных – школа «Бизнес-гаечка» Натальи Сидоровой.
При найме личного помощника можно воспользоваться стратегией «вырастить». То есть, вы находите подходящего по личностным качествам человека без нужных специальных навыков и обучаете его.
Места для поиска кандидатов в личные помощники (а также кандидатов на другие должности в вашей онлайн-школе):
- Ваша email-рассылка (дает лучших кандидатов, лояльных к вашему проекту).
- Друзья в соцсетях, участники ваших сообществ в соцсетях (тоже очень неплохо с точки зрения их лояльности к вашему проекту).
- Тематические группы, чаты, форумы (копирайтеров, дизайнеров, ….) и группы по поиску вакансий в соцсетях.
- Сайты вакансий.
- Биржи фриланса.
Как подобрать личного помощника в свою онлайн-школу?
Для подбора помощника с определенными личностными данными можно руководствоваться разными критериями и пользоваться разными инструментами. Все зависит от ваших задач.
Один из инструментов оценки личностных качеств специалиста – тест PAEI от Ицхака Адизеса:
P – производитель, исполнитель;
A – администратор, организатор;
E – предприниматель, генератор;
I – интегратор.
Подробно про этот тест не рассказываю. Если интересно, выясните подробности у Яндекса и Гугла)
«Процессник» и «результатник»
Эти личностные характеристики кандидата в вашу команду также надо выяснять и учитывать, так как впоследствии их никак нельзя у человека поменять.
В двух словах поясню, о чем здесь речь.
Разговариваете вы с кандидатом. Спрашиваете, что входило в его обязанности на прошлом месте работы.
Получаете ответ такого плана:
— я обзванивала неоплаченные заказы…
Или такой ответ:
— я доводила до оплаты тех клиентов, кто сделал заказ и по какой-то причине откладывал оплату.
Ответ первого типа характерен для процессника. Такой специалист будет выполнять задачи по списку, особо не задумываясь о конечном результате.
Ответ второго типа характерен для результатника. Если специалист ориентирован на результат, он при выполнении задания может отклоняться от прописанного чек-листа, проявлять инициативу, чтобы быстрее и лучше добиться конечного результата.
Кто вам нужен в вашем проекте, «процессник» или «результатник», решать только вам.
В реальности работодатели далеко не всегда выбирают «результатников». Очень многим инициатива не нужна, важнее, чтобы работник точно выполнил задание «от сих до сих».
Если личный помощник уже не справляется…
Со временем загрузка личного помощника увеличивается. Тогда можно некоторые его задачи делегировать новым исполнителям с более узкой специализацией. В частности, нанять копирайтера, дизайнера, менеджера по продажам, технического специалиста.
Команда должна увеличиваться очень постепенно, по мере появления достаточной загрузки для каждого нанятого специалиста.
Или эти узкие специалисты могут наниматься попроектно (например, написать текст для определенной подписной или продающей страницы) с оплатой за проект. Или берите на неполный рабочий день с почасовой оплатой.
Карьерная эволюция личного помощника
Личный помощник при этом может подняться по карьерной лестнице и стать координатором проекта, чтобы координировать и контролировать работу остальных членов команды и фрилансеров.
Важно: если вы из своего личного помощника хотите вырастить координатора проекта, его личностные качества по тесту PAEI должны соответствовать характеристикам «администратор» или «интегратор».
Как платить удаленным исполнителям?
Чтобы определиться с зарплатой члену команды, надо четко определить его задачи и временные затраты на их решение.
Варианты:
1) Фиксированная ставка (оклад)
Оплата «за часы». Например, у личного помощника это может быть 200-300 рублей в час. Нанимают личного помощника на 2-3-4-… часов в день. Дальше включаем калькулятор и считаем зарплату за неделю, за месяц….
Фиксированный оклад работнику устанавливается, если:
- он только начинает работу;
- работник не новый, но осваивает новую для него сферу;
- выполняет одновременно несколько видов работ;
- выполняет такую работу, где на результат влияет сразу несколько сотрудников.
2) Сдельная оплата за проект
Такая форма оплаты подойдет для копирайтера, дизайнера, специалиста по рекламе. Допустим, для копирайтера текст на подписную страницу стоит 4000 рублей, а на продающую – 8000 рублей.
3) Проценты от дохода (от оборота, от прибыли)
Например, 10% от суммы выручки. Это для тех случаев, если работа специалиста непосредственно влияет на доход, причем, это влияние измеримо. Если же работа специалиста непосредственно влияет на доход, но влияние это совместное с другими членами команды, и отдельно влияние каждого не вычленить, оплату за процент лучше не устанавливать.
4) Фиксированная или сдельная оплата плюс процент
Что контролировать у удаленного члена команды?
- Результат выполненных задач, если этот результат прописан в задаче (сделать рассылку – сделал, довести до оплаты неоплаченные заказы – довел до оплаты 50% неоплаченных заказов).
- Заранее оговоренные KPI (конверсия в продажи, число людей на тренинге).
- Процесс, если речь идет о новичке, который только начинает работу и входит в курс дела (что делал, как делал, корректность действий исполнителя по выполнению задач).
- Процесс, если результаты работы неудовлетворительные (делал ли вообще что-либо исполнитель, чтобы результат был получен, или действий не было).
Чего контролировать у удаленного сотрудника не стоит?
Не стоит контролировать присутствие на рабочем месте в определенные часы, если, конечно, это не связано с выполнением определенных задач именно в эти часы.
Как коммуницировать с удаленной командой?
Для этого нужно определить минимум 2 и максимум 3 канала связи. Например, это может быть CRM, где вы непосредственно ставите задачи сотрудникам, и скайп-чат. Это, конечно, не догма. Вместо скайп-чата может быть снап-чат, чат в каком-либо другом мессенджере.
Главные идеи здесь такие:
- должна вестись полная история общения;
- должен быть основной и резервный способ связи, так как техника иногда может не работать;
- история общения должна быть максимально сконцентрирована в одном месте, а не разбросана по большому числу разных каналов связи.
- не должно быть большого числа каналов связи, так как при большом потоке информации ими сложно управлять. Если каждый член команды пишет или звонит, куда ему вздумается, в разные мессенджеры, сложно отследить процесс выполнения задачи и найти нужную информацию в истории.
Очень важно в начале или в конце недели с командой проводить короткие планерки с постановкой задач на следующую неделю.
При этом не нужно уподобляться «прозаседавшимся» из советской истории. Но короткие летучки, например, в Skype или в Zoom с включенной видеосвязью проводить обязательно стоит.
При этом предупреждайте заранее члена команды, который работает у вас попроектно, не постоянно, когда ориентировочно вы дадите ему следующую задачу. Иначе человек может взять в работу на это время другой проект, и выполнением вашей задачи в нужный срок заняться не сможет. Или ваше поручение застанет его в дороге, на отдыхе. Человек должен заранее знать, какое время ему зарезервировать для выполнения вашего задания.
Сложности в управлении командой онлайн-школы
-
Удаленный исполнитель нарушает сроки
Если речь идет о фрилансере, то даже единичный случай срыва сроков говорит в пользу того, что следующие проекты ему доверять вряд ли стоит.
Одноразовый срыв сроков членом вашей команды ни о чем не говорит. Это может быть случайностью.
Если ситуация повторяется несколько раз, нужно выяснить, понимает ли этот исполнитель, что он – звено в цепочке процессов, что срыв срока выполнения его задачи нарушает всю цепочку в работе проекта.
В большинстве случаев такая беседа помогает, работник становится более дисциплинированным и выполняет задачи в срок.
Если такая беседа не помогла, нужно задуматься о соответствии работника занимаемой должности.
-
Излишне «домашняя, семейная» атмосфера в команде
Работа в команде предполагает доверительные отношения, проявления человечности, понимания ситуации. Тем не менее, нужно сразу четко определить некую границу, за которой «дружба – дружбой, а служба – службой».
То есть, панибратства лучше не допускать еще со старта, иначе выйти из этой ситуации может быть непросто, особенно в женских коллективах.
Вот такие общие подходы могу порекомендовать при формировании команды, если создается ваша онлайн-школа с нуля.
Были ли мои рекомендации полезны? Остались вопросы? Вы считаете, что я в чем-то не права? Пишите в комментариях, будем разбираться)
Другие полезные статьи на блоге, даюшие пошаговый план, как открыть онлайн-школу с нуля
Если у вас пока нет ничего, кроме идеи, для вас будет полезна статья «Подготовка к запуску онлайн-школы. План открытия вашей онлайн-школы по шагам».
Допустим, вы определились с местом организации онлайн-обучения. Если у вас еще остались вопросы, где организовать онлайн-обучение, почитайте мою статью «Платформы для своей онлайн школы. Сервисы для дистанционного обучения».
Получить понимание, как настроить прием оплат в онлайн-школе и какую платежную систему для этого выбрать, можно по материалам статьи «Какую платежную систему выбрать, чтобы принимать оплату онлайн?«.
Как создается онлайн-школа по шагам и за какое время это реально сделать с нуля до результата, описано в статье-кейсе «Как открыть онлайн-школу. Онлайн-школа с нуля за 7 недель. Новогодний кейс».
То, что этот план запуска онлайн-школы рабочий, показывает отзыв клиента после окончания работы над проектом.
А воспользоваться моими услугами по созданию вашего онлайн проекта мы можете по направлениям, указанным на странице Услуги этого блога.
Программа, по которой создается онлайн-школа с нуля, здесь
А уже созданные с моей помощью онлайн-школы с нуля смотрите Здесь.
Ваша онлайн-школа с нуля совсем рядом. Успехов вам и до встречи!
С уважением, Мария Царенок