Как сделать онлайн-школу? Ошибки при создании образовательного проекта

Поделитесь постом с друзьями в соцсетях:

Приветствую! Важный вопрос — как сделать онлайн-школу и допустить поменьше ошибок? Ведь любые ошибки при создании образовательного проекта критичны. Каждая ошибка может стать последней.

Ошибки при создании образовательного проекта

Хотите успешно запустить свою онлайн-школу?

Тогда перечислю важнейшие ошибки при создании образовательного проекта. А вы постарайтесь их не совершить при запуске своей онлайн-школы.

Содержание статьи

Ошибка 1-я — ошибки при создании образовательного проекта идти «вслепую», без анализа потребностей рынка и предложений конкурентов

Сейчас онлайн-школы создают все. Для обучения чему угодно. Бывает, ко мне на консультацию приходят люди, у которых штук 5 идей для онлайн-проекта по обучению чему-то. Спрашивают, что им выбрать и на какой теме остановиться, чтобы не допустить ошибки при создании образовательного проекта.

Как сделать онлайн-школу

Просто так на этот вопрос не ответишь. Надо разбираться.

Может оказаться, что на услуги вашей онлайн-школы по той теме, которая вам нравится и в которой вы являетесь экспертом, нет спроса на рынке.

Или школ и обучающих программ по этой теме очень много, больше, чем возможных клиентов.

Или же люди предпочитают обучаться тому, что вы собираетесь преподавать, очно и пока не доверяют онлайн-технологиям.

Конечно, на приведенные мной выше утверждения есть возражения:

  • На каждый товар есть свой покупатель. Нет таких товаров или услуг, которые нельзя продать.
  • Чем больше конкурентов, тем более востребованной и денежной является тема.
  • Сейчас все обучение постепенно переползает в онлайн, и можно показать и доказать людям, что ваше онлайн-обучение не хуже, чем обучение очно.

Да, это все так. И при желании можно даже лбом стену прошибить. Но слишком проблемные проекты потребуют при создании и дальнейшем продвижении больше денег, времени и сил.

И вы должны об этих сложностях точно знать до того, как примете решение сделать онлайн-школу.

Еще «на берегу», до того, как сделать онлайн-школу, посмотрите, какой спрос на вашу тему на онлайн-рынке и с какими проектами вы будете вести конкуренцию за внимание клиентов.

Это нужно и для того, чтобы грамотно отстроиться от конкурентов, сформулировать свое УТП — уникальное торговое предложение.

Для решения этой задачи в помощь вам:

— статья “Темы для бизнеса в Интернет учителю и не только: как проверить на востребованность и денежность

— и мой онлайн-практикум “Заветная целевая аудитория”.

Ошибка 2-я — ошибки при создании образовательного проекта делать основную ставку на креативность

Обычное дело у меня в разговорах с потенциальными клиентами, которые приходят с вопросом, как сделать онлайн-школу, услышать: я хочу сделать что-то особенное. Чтобы не как у всех… При этом ответа на вопрос, как именно “не как у всех”, как правило, нет.

Креативность в онлайн-школе

Да, креативные решения хорошо привлекают внимание людей. В условиях сегодняшнего белого информационного шума это важно. Но до определенной черты.

Перейду на терминологию рекламщика. В рекламе есть понятие баннерной слепоты. То есть, люди не замечают рекламы вокруг себя. Прошли и не увидели.

Чтобы пробить баннерную слепоту, используют креативные картинки. Так и называются картинки для рекламы — креативы. А также цепляющие, часто провокационные заголовки и тексты. И если “перекреативили” — получают просто любопытные клики по рекламе от совершенно случайных людей.

Но если даже эти обратившие внимание на ваш креатив люди и являются целевыми, вашими потенциальными клиентами, то платить они обычно соглашаются не за необычное, а за полезное.

То есть, есть гораздо более важные задачи, чем придумать и сделать что-нибудь супер-креативное. Решает ли ваше обучение задачи клиента, удовлетворяет ли оно важные для него потребности и хотелки — вот что имеет гораздо большее значение, чем креативность.

Планируйте свою онлайн-школу под запросы аудитории. Обязательно продумайте это до того, как сделать онлайн-школу. И делайте основной акцент именно на этом. А креативный подход пусть будет дополнением, украшением, “вишенкой на торте”, а не основным содержанием.

Ошибка 3-я. Создавать для онлайн-школы обучающую программу, которая нужна всем

То, что, как кажется, нужно всем, часто бывает не нужно никому.

Как избежать этой ошибки?

Еще до того, как сделать онлайн-школу, подумайте — для кого, для какой аудитории вы создаете свой онлайн-курс.

Какие сегменты можно выделить в той аудитории, которой вы планируете оказывать услуги по обучению в вашей онлайн-школе.

Что это будут за люди, которые должны захотеть заплатить вам за обучение? Где живут? Чем они занимаются на работе и дома? Что для них важно и ценно, а чего они не приемлют в принципе?

Что они знают об онлайн-обучении, как относятся к нему? И есть ли вообще у них технические навыки, чтобы найти ваши уроки на платформе для онлайн-школы, открыть их, изучить и выполнить ваши задания.

Чем больше вы знаете о своей целевой аудитории, тем выше вероятность успешного старта вашего онлайн-проекта.

Ошибка 4-я. Пытаться создать идеальный продукт

Можно работать над своим онлайн-курсом очень скрупулезно и тщательно. Можно доводить программу до совершенства, искать идеальное решение. И при этом запуск такого идеального курса может провалиться, не оправдать ваших ожиданий.

Идеальный онлайн-курс

Почему так происходит?

Тут играют роль несколько факторов.

Во-первых, это фактор времени. Куй железо, не отходя от кассы. Пока вы докручиваете свою программу, она может стать неактуальной.

Во-вторых, фактор относительности идеального. С вашей точки зрения идеальное имеет один вид. А с точки зрения вашей аудитории оно может выглядеть совсем иначе.

Часто с этим встречаюсь, когда речь идет о лендингах. Хозяйка или хозяин проекта хотят видеть их такими, как это нравится им. И не хотят верить, что нравиться лендинг должен не им, а той аудитории, на которую он рассчитан. А это могут быть, как говорится, две большие разницы.

В одном из серьезных обучений по маркетингу, которое я проходила давно, в 2016 году, говорили по этому поводу, что если вашей аудитории нравится лендинг  зелеными буквами на желтом фоне, то надо сделать именно такой, как бы дико вам это не казалось.

Что делать, чтобы избежать такой ошибки — пытаться создать идеальный продукт

Естественно, на первом этапе нужно протестировать спрос и разобраться, какой продукт нужен той аудитории, которую вы выбрали в качестве целевой. И оценить, насколько ваш курс соответствует тому, что вы выяснили.

Для этого лучше всего запустить базовый вариант программы с минимальным набором опций. И далее в процессе дорабатывать продукт под запросы клиентов. Они, ведь, в процессе обучения задают вопросы, говорят, что им нравится, чего не хватает, что им неудобно и вызывает сомнения.

Для тестовой версии лучше выбрать недорогие и бесплатные обучающие продукты, чтобы зря не тратить деньги. Задача — убедиться, что ваш основной продукт купят и будут довольны покупкой. А уже после этого начинайте параллельно с продажами и обучением работать над его качеством, вплоть до достижения совершенства.

Ошибка 5-я. Набирать при создании образовательного проекта большую команду

Конечно, большая команда — это круто.

Читала недавно про Роберта Кийосаки, где он во время живого выступления вызвал на сцену 15 человек, представив их как своего маркетолога, бухгалтера, юриста и т.д. А Андрей Парабеллум на прошлогодней Инфоконференции представил нам своего астролога)

Все это, конечно, хорошо и замечательно. Но только что созданная онлайн-школа далеко не сразу выходит на стабильную прибыль. В зависимости от выбранной маркетинговой стратегии,  некоторое время вы будете существовать в ситуации, когда деньги текут тоненьким ручейком или появляются время от времени во время запусков. И все заработанные деньги (или даже больше, чем заработано) вкладываются в продвижение проекта. И это нормально.

Тогда за счет чего платить зарплату большому числу сотрудников? Причем, платить каждый месяц, независимо от доходов и графика запусков?

Как поступить правильно? Если коротко отвечать, то не раздувайте штат. Возьмите в команду 1-2 опытных сотрудника на ключевые задачи. А остальное можно выполнить с помощью разовых исполнителей-фрилансеров.

Более подробно об этом читайте в статье “Онлайн-школа с нуля. Кого и когда нанимать в удаленную команду онлайн-школы?

Ошибка 6-я. Пытаться запуститься без вложений и рассчитывать на моментальную прибыль

Не стоит верить рекламе, обещающей моментальную окупаемость и миллионные прибыли сразу после запуска онлайн-школы. Возможность прилично зарабатывать, закрывать из доходов все свои потребности, ни в чем себе не отказывать и путешествовать по миру появится. Но не сразу.

Еще обещают запуск онлайн-школы без вложений. Что  сказать по этому поводу? Реальность всегда оказывается не такой радужной, как об этом рассказывают.

Можно запустить онлайн-курс с минимальными денежными затратами. Кустарно принимать оплаты на карту и вручную открывать и закрывать доступ к обучению где-нибудь в закрытой группе в соцсети. Вручную рассылать письма. Да, рассыльщики бесплатные есть, но их же надо еще с чем-то интегрировать, где-то собирать контакты для рассылки.

Ведь цикл работы без вложений настроить не получится. Тем более, что настройка системы “без вложений” тоже, вероятно, потребует помощи каких-то специалистов, которым тоже надо платить. Или покупки пошагового курса, который тоже ведь является вложением в создание вашей онлайн-школы.

Если за что-то не платить деньгами, плата все-равно есть. Вашим временем, силами, здоровьем. Но все-равно мы платим. Чем платить на каждом этапе развития вашего онлайн-проекта — решать только вам.

Такой лайтовый подход вполне оправдан на этапе тестирования темы и ниши. И пока вы разбираетесь, как это вообще работает. Но масштабирование и, тем более, автоматизация при этом невозможны. И при положительном результате тестирования надо начинать все сначала уже по-серьезному.

Есть ведь обязательно задача продвижения вашей онлайн-школы

То есть, требуются затраты на рекламу.

Вам говорят о продвижении без рекламы? И где вы видите такие предложения о продвижении без вложений в рекламу? Правильно, в рекламных записях в соцсетях или в рекламных объявлениях на сайтах или в результатах выдачи в поисковых системах.

В результате может пройти немало месяцев, прежде чем ваш проект по онлайн-обучению начнет давать прибыль. Все это время вам будет нужно совершенствовать вашу программу онлайн-обучения, работать над контент-стратегией. О общем, развивать свой онлайн-проект.

Трагедия ли это? Нет, конечно. Если у вас серьезные намерения, дело стоит свеч. Открывать онлайн-школу стоит. Но понимайте, что вам предстоит долгий путь. Учитывайте это и постарайтесь грамотно распределять ресурсы денег, времени и нервных клеток.

Ошибка 7-я. Пытаться все сделать самостоятельно

Можно ли сделать все самостоятельно?

Ошибки при создании образовательного проекта делать все самостоятельно

Можно. Но не нужно.

Так как цена этой самостоятельности очень дорогая.

Вы можете взять на себя все задачи. Но потратите на создание и продвижение онлайн-школы очень много сил и времени. И многократно увеличивается вероятность того, что в некоторой точке вы все бросите, сольетесь.

Точек таких бывает много. Буквально каждый день может случиться какая-либо мелочь, которая переполнит чашу вашей решимости и терпения. Заглючила какая-либо программа, три раза перезаливала (или перезаливал) домашнее задание к уроку, а оно все, почему-то, некорректно отображается, не уходит письмо после подписки, хоть, вроде, все правильно настроено, не открывается курс после оплаты, вроде, без причин остановилась рекламная кампания в Фейсбуке и не хочет дальше запускаться. Над одной мелочью сидишь день, два, неделю…

Все это выбивает из колеи, выматывает, снижает мотивацию до нуля и ниже. И грозит крахом вашему детищу — вашему онлайн-проекту.

Отдать часть задач на аутсорсинг? Да, конечно. Но что это за задачи и как их нужно выполнить, вы знаете?

У вас есть план, мистер Фикс (из мультика фраза)? Прописана ли дорожная карта, когда, что и как сделать? Скорее всего, нет. Тогда, куда вы идете и к чему в итоге придете? Ответьте себе сами.

Что делать, чтобы избежать этой ошибки — пытаться все сделать самостоятельно

Выбор есть.

Или хорошее обучение. Где четко пошагово прописано, как сделать онлайн-школу. Если это обучение в группе, то желательно за ручку до результата. Или индивидуальное сопровождение тренера. Но все задачи самостоятельно вы и в этом случае сами не выполните. Понадобятся услуги многих специалистов-фрилансеров. И затраты на них.

Или можно заказать «Создание онлайн-школы “под ключ”. Что по деньгам может быть не дороже, чем совокупные затраты на обучение и услуги всех фрилансеров. Но при этом увеличивает вероятность того, что ваша онлайн-школа успешно родится и будет радовать вас прибылью, до 100%. И экономит ваши время и здоровье.

Есть еще вариант продюсирования. То есть, найти продюсера. Но для новичка это практически нереально. Или найдете такого же новичка, как и сами. Хотя, это тоже вариант. Все-таки не одному вариться в собственном соку. Глубоко вдаваться в тему продюсирования здесь не буду, это тема отдельной статьи.

Ошибка 8-я. Делать ставку только на рекламу и не заниматься совершенствованием своего курса

Да, такое бывает. Бывает, просят настроить рекламу непонятно чего, совершенно сырого продукта.

Хороший специалист при этом откажется. Просто откажется или расскажет, что не так, почему он не может взяться за проект.

Не очень хороший специалист настроит рекламную кампанию и отправит рекламный бюджет в воздух.

Не очень хороший специалист не в том плане, что он не умеет настраивать рекламу. А тот, который не очень щепетильно относится в деньгам клиентов. Он может настроить и довольно яркую кампанию, получить кучу кликов, от которых не будет толку.

Что важнее для успеха — качественный онлайн-курс или хорошая рекламная кампания?

И то, и другое.

Если вы делаете ставку только на рекламу, а продукт оказывается недоработанным, сырым, клиенты, привлеченные креативными картинками и яркими заголовками, придут и уйдут. И напишут везде, куда смогут дотянуться, что у вас плохой продукт, а ваше обучение — обман.

Чем серьезно подпортят вам репутацию. Испорченный имидж исправить сложно. Ведь мы онлайн, в едином интернет-пространстве, где все видно и слышно. Интернет — это такая маленькая деревня, где все обо всех все знают.

Примите как аксиому, что формула успеха выглядит так:

«Хороший продукт + Продуманная реклама = Успех»

Не забывайте и не уставайте совершенствовать каждую из составляющих этой формулы. Тогда грамотная, продуманная реклама привлечет целевую аудиторию потенциальных клиентов. А качественный онлайн-курс поможет получить в процессе обучения деньги за обучение, положительные отзывы и благодарных клиентов, готовых покупать ваше обучение еще.

Следующие 2 ошибки касаются вас, если вы не свою онлайн-школу открываете, а продюсируете эксперта. Я такие школы, как правило, создавать не помогаю. Помогаю, в основном, тем, кто сам хочет продавать свои знания в формате онлайн-курса.

Почему так? Без особых причин. Просто такая уж специализация у меня сложилась по ходу жизни. А с клиентами после создания онлайн-школы мы можем перейти в формат партнерства или продюсирования.

И так как опыт партнерства и продюсирования у меня также есть, назову эти 2 ошибки в сотрудничестве продюсера и эксперта или партнеров, если они делят между собой образовательную и маркетинговую составляющую онлайн-школы.

Ошибка 9-я. Полностью разделять задачи создания онлайн-курса и его продвижения, не связывать их в единую систему

Очень важная и сложная задача — маркетинговая упаковка онлайн-курса. Создание курса надо начинать с маркетинга, с маркетингового исследования. Об этом я писала выше.

Если вы продюсер, то на вас ложится задача маркетинга. Предположим, вы нашли для онлайн-школы опытного эксперта. Он много лет преподает и отлично разбирается в теме. Появляется искушение целиком и полностью доверить эксперту создание курса, а самому заниматься продвижением.

Но делать этого нельзя. Даже если эксперт и не рад, что вы лезете в его “епархию”, пытаетесь командовать, как эксперту преподавать. Каким бы опытным ни был ваш эксперт, именно вы должны знать, для какой аудитории создается обучающий курс, какие у этой аудитории задачи и желаемые результаты, какая глубина погружения в тему им нужна.

Как избежать этой ошибки?

Помните, что вы отвечаете за ваш обучающий продукт вместе. Работайте над программой курса и его содержанием вместе с экспертом.

Ошибка 10-я.  Не договориться о всех нюансах вашего сотрудничества “на берегу”

Это может быть официальный договор или, как минимум, письменное соглашение с четко и подробно прописанными нюансами сотрудничества.

Кто что делает? Кто за что и чем отвечает? Как делите доходы и расходы? И самое важное — как делитесь, когда вашему сотрудничеству придет конец. Даже если сегодня вам кажется, что ваше сотрудничество продлится вечно.

Что может случиться, если об этом не договориться и не оформить отношения официально? Много чего неприятного.

Ваш курс могут украсть, и вы не сможете доказать авторские права.

Вы можете расстаться и потом долго разбираться, кому что принадлежит, кто гад, а кто — белый и пушистый. Кстати, в продюсировании этот последний момент — очень частая история.

Договаривайтесь и оформляйте, четко фиксируйте все договоренности. Не жалейте сил на то, чтобы привести документы в порядок. Это того стоит.

Вот такой мой ответ как практика, как сделать онлайн-школу и не допустить критичные ошибки при создании своего образовательного проекта. Конечно, ошибки будут. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но о самых важных нюансах вы теперь предупреждены.

Буду рада обратной связи в комментариях.

Успехов!

С уважением, интернет-маркетолог, специалист-практик, который хорошо знает ошибки при создании и продвижении образовательного проекта Мария Царенок

 

Подписаться на ТГ-канал Онлайн-Вектор Канал

6 комментариев к “Как сделать онлайн-школу? Ошибки при создании образовательного проекта”

  1. Здравствуйте. Очень мне понравилась ваша статья.Честно признать, уже вызывает тошнотворный рефлекс все то, что находится в интернете. А здесь горькая правда.Я сама открыла школу и какие-то этапы< если так можно выразиться, эволюции прошла. И сам автор Мария вызывает у меня только восхищение. Браво!

    1. Мария Царенок

      Здравствуйте, Светлана!
      Да, в этой статье — правда реальности. На все эти нюансы могут не обратить внимание люди, которые горят новой идеей, находятся в эйфории от создания «автоматизированной онлайн-школы».
      Зато через некоторое время начинается осознание, что все не так просто, как об этом написано в «чек листе по созланию онлайн-школы от нуля и до результата» 🙂 Кругом раздают такие чек-листы!
      Но это совсем не значит, что создавать свои онлайн-школы не нужно или невозможно. Просто с умом надо все делать. И желательно — с помощью специалиста-практика.
      Вам, Светлана, терпения и сил для развития вашего проекта и успехов! Спасибо за обратную связь.

    2. Светлана Вега

      Мария, я попробую сейчас поразбираться сама. Слава Богу, я понимаю, что не все так просто. Но, прям за деньгами я не гонюсь. Мне нравится сама работа, ее результаты, творческие подходы. Но я согласна с Вами, что нужна помощь специалиста. И скорей всего к Вам обращусь. Спасибо!

    3. Мария Царенок

      Светлана, насколько удивительно все в мире происходит!
      Ведь в моем сообщении не было, как такового, предложения о помощи вам. Только размышления в ответ на ваши мысли и слова.
      Но мы чувствуем и понимаем не только то, что написано или сказано. А иногда — совсем не то, что видят глаза и слышат уши.
      Точно так получилось в нашем с вами общении.
      Я, хоть вы и написали, что уже создали свою онлайн-школу, почувствовала, что где-то на этом пути вы споткнулись, остановились. Увидела, что вы в этом комментарии искренни и немного растеряны.
      Появилась внутренняя готовность оказать помощь. Поэтому в ответе на комментарий вы и увидели эту мою готовность) Увидели правильно)) 🙂
      Конечно, пробуйте, разбирайтесь. Делайте так, как можете и как считаете нужным.
      Но если что — вы знаете, к кому обратиться за помощью)) 🙂

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить наверх