Достаточный ли у меня уровень знаний, чтоб учить других? Могу ли я обучать других? Имею ли я на это право, если я сама не все знаю и не все умею? Это обычные вопросы у людей, которые запускают свои онлайн-проекты.
Если есть вопрос про право преподавать, то это уже отлично. И, скорее всего, если вы задаете себе этот вопрос, то обучать вы право имеете. Потому что ощущение того, что “я знаю, что я ничего не знаю” возникает у истинных экспертов. А у халявщиков, которые ломятся в онлайн, чтобы тупо рубить бабло, таких вопросов и сомнений не возникает в принципе.
Итак, исходим из того, что достаточный уровень знаний, чтоб учить других — это не значит, что надо знать в своей теме все-все-все. Потому что знать все, естественно, невозможно.
С каких позиций может выступать эксперт в своем обучении?
Предлагаю рассмотреть 3 модели, описанные крупными мазками немного утрированно.
Модель 1
Я гуру с громким именем, с кучей кейсов и наград. Я знаю и умею все, могу ответить на любой вопрос, решить любую проблему.
Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, это пока не ваша модель. Возможно, вы к ней придете через несколько лет. Когда преодолеете нынешние сомнения, запустите свой обучающий онлайн-проект и накопите опыта.
А пока рассмотрите для себя следующие модели трансляции своей экспертности.
Модель 2
Следующую модель условно можно сформулировать так: я эксперт от сих до сих, от этой буквы до этой. Все остальное —не ко мне, ничего другого не знаю и не умею.
Это немного утрированно, но по сути правильно. Речь идет про узкую специализацию.
Например, вы:
— Помогаете запускать онлайн-проекты новичкам.
— Умеете круто делать маркетинговую упаковку онлайн-курсов и обучаете этому.
— Ваша сильная сторона — изучение целевой аудитории. И вы помогаете определиться с ЦА курса и адаптировать онлайн-курс или тренинг под запросы целевой аудитории.
— Специалист по масштабированию онлайн-проектов.
— Умеете создавать эффективные команды онлайн-школ и обучаете этому.
— Специалист по выстраиванию процессов в онлайн-школе.
Все эти примеры — из сферы маркетинга онлайн-школ. И все задачи разные.
Первые 3 примера — из зоны моей экспертности. Это то, что я делаю с наибольшим успехом.
Задачи в примерах 4-6 я тоже умею решать. Но не являюсь в этом крутым специалистом.
Подобные примеры узкой специализации можно привести и из других тем образовательных онлайн-проектов.
Это нормально — быть узким специалистом в своей теме. И обучать других тому, что круто умеешь делать сам.
Модель 3
Следующую модель — “я не волшебник, я только учусь. Я научилась (или сделала для себя) вот это. И с радостью поделюсь опытом с вами”. Тоже вполне рабочий вариант, чтобы начать зарабатывать на своих знаниях и навыках.
Только здесь важно не ошибиться в выборе аудитории. Дорогие продажи на ВИП-аудиторию здесь не пройдут. А для аудитории новичков, которые хотят попробовать себя в каком-то новом деле — вполне подходящий вариант. Недорогая стоимость обучения здесь вполне может компенсироваться массовостью.
Какая из этих моделей ваша? Обозначьте, пожалуйста, циферкой или числом смайликов в комментариях.
Посоветоваться со мной по поводу продвижения вашей экспертности можно, зарегистрировавшись на собеседование на этой странице.
А распаковать свою экспертность, очистить ее от шелухи и упаковать в востребованный онлайн-продукт — тренинг, курс, марафон — можно в этой программе.
Про достаточный уровень знаний, чтоб учить других и про 3 позиции эксперта в своем обучении рассуждала специалист по созданию и продвижению онлайн-школ Мария Царенок.